ФЭНДОМ

Профессор Джеймс Мориарти (англ. Professor James Moriarty) -враг Шерлока Холмса, лидер мощной преступной организации.

Биография.Править

О ранней жизни Мориарти известно очень мало. Шерлок Холмс описывает его биографию так:

"Он происходит из хорошей семьи, получил блестящее образование и от природы наделён феноменальными математическими способностями. Когда ему исполнился двадцать один год, он написал трактат о биноме Ньютона, завоевавший ему европейскую известность. После этого он получил кафедру математики в одном из наших провинциальных университетов, и, по всей вероятности, его ожидала блестящая будущность. Но в его жилах течёт кровь преступника. У него наследственная склонность к жестокости. И его необыкновенный ум не только не умеряет, но даже усиливает эту склонность и делает её ещё более опасной. Тёмные слухи поползли о нём в том университетском городке, где он преподавал, и в конце концов он был вынужден оставить кафедру и перебраться в Лондон, где стал готовить молодых людей к экзамену на офицерский чин…"

Также, Холмс описывает его как «Наполеона преступного мира». Данная фраза заимствована Артуром Конан Дойлем от одного из инспекторов Скотланд-Ярда по делу Адама Ворта — международного преступника XIX века, который послужил прототипом литературного Мориарти.

Джеймс Мориарти был гением криминального мира. Также Мориарти обладал несметными богатствами и всячески старается скрыть своё положение, дабы некоторые не прознали. Его официальный доход как профессора составлял всего-навсего около 700 фунтов в год. Едва не убил Шерлока Холмса в поединке у Рейхенбахского водопада и погиб там же.

Личность и внешний вид.Править

"Самый блестящий ум Европы, возглавляющий к тому же все силы ада."-Шерлок Холмс.

Обладает высокой речью, очень хороший мыслитель (не зря же Наполеон преступного мира), если что не так, убирает свидетелей, в совершенстве знает приёмы борьбы баритсу. В меру вспыльчив и агрессивен, в основном хладнокровен, безэмоционален и сдержан. Учтив и вежлив со всеми, даже с врагами.

В плане внешности у него были седые волосы, худое лицо, глубоко посаженные, пристальные глаза, широкий лоб и большие надбровные дуги. Описание внешности Мориарти в книге:"Этот человек удивительно похож на пресвитерианского проповедника, у него такое худое лицо, и седая шевелюра, и высокопарная речь. Прощаясь, он положил мне руку на плечо - прямо отец родной, благословляющий сына на встречу с жестоким, холодным миром."

ЦитатыПравить

  • У вас не так развиты лобные кости, как я ожидал. Опасная это привычка, мистер Холмс — держать заряженный револьвер в кармане собственного халата.
  • Уйдите с дороги, Холмс, иначе вас растопчут!
  • Вы ведь перешли дорогу не одному человеку, а огромной организации, всю мощь которой даже вы не в состоянии постичь!
  • Как видите, Холмс, я не хуже вас делаю логические выводы.
  • Полноте, мистер Холмс. Вы слишком умны и, конечно, поймёте меня: вам необходимо устраниться. Вы сами повели дело так, что другого исхода нет. Я испытал интеллектуальное наслаждение, наблюдая за вашими методами борьбы, и, поверьте, был бы огорчён, если бы вы заставили меня прибегнуть к крайним мерам… Вы улыбаетесь, сэр, но уверяю вас, я говорю искренне.
  • Никто, кроме вас, не знает значение буквы «М» в углу листа… Никто, кроме вас…

ФактыПравить

  • В сериале Игоря Масленникова роль Мориарти сыграл Виктор Евграфов (озвучивал Олег Даль). Среди исполнителей роли Мориарти в кино был и сэр Лоуренс Оливье (в фильме 1976 года «Семипроцентный раствор»). В советском телесериале о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне Мориарти фигурирует гораздо больше, чем в книгах — так, ему в фильме посвящены целых три серии из одиннадцати. Режиссёр или кто-то другой сделали, можно сказать, сюжет поинтереснее, в частности шантажист Чарльз Огастес Милвертон оказался членом шайки Мориарти, тогда как в рассказе он отдельное лицо. Отдельное место в фильме занимает и монограмма из четырёх перекрещенных сабель, упоминания которой в книгах не наблюдается. Монограмма фигурирует в секретных счетах шайки и в угрожающих Холмсу письмах.
  • В начале рассказа «Подрядчик из Норвуда» тоже упоминается профессор Мориарти, однако на этот раз Холмс ему «льстит»: "С тех пор, как погиб профессор Мориарти, Лондон для криминалистов потерял всякий интерес."
  • Создатель Шерлока Холмса Артур Конан Дойль закончил свой цикл рассказов о великом сыщике тем, что Мориарти наконец покончил с Холмсом и заодно с собой, навсегда похоронив его на дне Рейхенбахского водопада. Однако возмущённые читателя завалили писателя градом негодующих писем — почему Шерлок Холмс погиб? И после этого создатель Шерлока Холмса решил, что его нужно «воскресить». Так появился рассказ «Пустой дом», где Холмс оказывается живым и кончает с шайкой Мориарти, главным лицом в которой после смерти достопочтенного Мориарти был полковник Себастьян Моран.
  • Мориарти сумел выследить Холмса, потому что когда последний с Ватсоном бежали в Швейцарию, профессор стал следить за ними и таким образом приехал в страну вместе с ними. Кстати, вместе с Мориарти убежал и его сообщник полковник Себастьян Моран, второе лицо шайки. Холмс тогда ещё не знал, что полковник Моран тоже избежал правосудия и последовал в Швейцарию вместе с Мориарти.
  • Хоть профессор и является закоренелым преступником, всё-таки в нём ещё осталась совесть — при встрече с Холмсом он вернул ему его револьвер и трубку.
  • Поначалу Холмс посчитал, что у Мориарти есть благородство, поскольку он встретился с ним на Рейхенбахском водопаде, чтобы бороться с ним один на один. Но после этого было вот это: "Тут я обнаружил, что рано приписал Мориарти благородство. За скалой появился стрелок. Теперь мне важно было слиться с Мориарти в единое целое."
  • Персонаж мюзикла "Кошки" Макавити был основан на Мориарти.