ФЭНДОМ

Чудовище Франкенштейна (Создание Франкенштейна, монстр Франкенштейна) — одно из главных действующих лиц романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), а также персонаж множества книжных, драматических и кинематографических адаптаций его сюжета.

Происхождение персонажа Править

В романе Виктор Франкенштейн хочет создать живое существо из неживой материи. В результате у него получается существо, вид которого самого Франкенштейна повергает в ужас.

Способ создания существа в романе не детализирован и довольно расплывчат, сам Франкенштейн уклоняется от любых пояснений во избежание повторения эксперимента. Упоминаются лишь некие химические приборы, неназванные материалы, а сам процесс описывается как вызывающий отвращение.

Суть процесса состояла в оживлении безжизненной/мёртвой материи, но Франкенштейн также мечтал, что дальнейшее развитие его открытия приведёт к возможности «давать вторую жизнь телу, которое смерть уже обрекла на исчезновение». Возможно, эта мечта Франкенштейна, в романе не получившая никакого развития, и привела к дальнейшему использованию идеи об оживлении мёртвых тел в последующих произведениях, использовавших образы чудовища Франкенштейна. Поверхностно описанный в романе процесс создания «подруги» существа на уединённом острове, «население которого состояло из 5 человек» и куда невозможно было в одиночку доставить больших грузов, позволяет предположить, что монстр создавался из большей частью искусственных материалов.

Чудовище Франкенштейна в культуре Править

Наиболее известный образ чудовища Франкенштейна был создан в фильмах режиссёра Джеймса Уэйла «Франкенштейн» (1931) и «Невеста Франкенштейна» (1935) актером Борисом Карлоффом (На фото). Однако этот образ имеет сильные отличия от чудовища из романа. В романе чудовище не «сшито» из кусков человеческих тел, идея с молнией — тоже выдумка кинематографа. В книге вообще не упоминается, каким способом было собрано и оживлено создание Франкенштейна. Мэри Шелли тщательным образом обходит любые научные подробности создания чудовища под предлогом того, что Франкенштейн не вправе выдать эту тайну, дабы никто не смог повторить его ошибку. Исследователи творчества Шелли считают, что причиной этого была некомпетентность писательницы в научных и медицинских вопросах, однако исходя из упоминаемых в романе трудов известных ученых-алхимиков Корнелия Агриппы, Альберта Великого и Парацельса, которые с особым усердием и страстью изучал Франкенштейн, можно сделать вывод, что Шелли подразумевала не столько научный способ создания монстра, сколько алхимический (Парацельс считается автором наиболее известного «рецепта» получения гомункула), что в определенном смысле связывает образ Чудовища с другим легендарным искусственным созданием — Големом. И самое явное различие между чудовищем из романа и чудовищем из фильма — в их мыслительных способностях. «Демон» Мэри Шелли как минимум не уступал в сообразительности обычному человеку: он научился бегло читать, связно разговаривать и независимо мыслить. Все его жестокости были не только осмысленными, но и этически оправданными. Более того, он сам собирается покарать себя, чтобы избавить мир. Чудовище же из фильма имеет интеллект пятилетнего ребёнка, разговаривает только простыми предложениями и совершает убийства неосознанно. Широкое распространение получил именно образ из фильма. Одним из немногих исключений стал фильм «Ван Хельсинг», где Чудовище является положительным персонажем и умственными данными больше напоминает персонажа книги.

В фильме «Виктор Франкенштейн» персонаж Чудовища предстаёт в новой форме: внешне напоминая вариант из фильмов с Борисом Карлоффом, этот монстр лишён сознания и совершает яростные убийства чисто инстинктивно, не осознавая происходящего, и поэтому быстро погибает. В фильме подробно рассказывается, как Франкенштейн и Игорь собирали Чудовище, почему он такого огромного роста и что стало для Виктора причиной его создать.

В массовой культуре также часто встречается смешение образов Франкенштейна и созданного им чудовища, когда «Франкенштейном» ошибочно называют не создателя, а создание.

Интересные факты Править

  • Немного изменённый образ чудовища Франкенштейна присутствует в японских кайдзю-фильмах Франкенштейн против Барагона и Чудовища Франкенштейна: Санда против Гайры.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики