Фэндом

Ракшасы (санскр. राक्षसः, rākṣasaḥ IAST проклинать, бранить) — демоны-людоеды и злые духи в индуизме и буддизме. Ракшасов женского пола называют ракшаси.[1]

Происхождение и сущность Править

Согласно «Рамаяне», Ракшасы были сотворены Брахмой для охраны воды или произошли из ног Брахмы. В этом же эпосе дается описание уродливого вида ракшасов, какими они представились союзнику Рамы, Хануману, когда попал в город Ланку в образе кошки.[2] В других источниках утверждается, что ракшасы были потомками Пуластьи или Ниррити. Также говорится, что ракшасами рождаются особо греховные люди, поскольку ракшасы носят много эпитетов, изображающих их различные отталкивающие свойства и наклонности: убийцы, воры жертв, ночные бродяги, людоеды, кровопийцы, чернолицые и т. д.[2] Обычно изображаются в виде полутораметровых косматых чудищ с желтоватой кожей, гранитными зубами[3] В «Атхарва-веде» ракшасы изображаются как правило в человеческом образе, хотя иногда и чудовищами; цвет их чёрный (почему и чернокожие аборигены Индии нередко называются ракшасы), иногда синий, жёлтый или зелёный.[2]

«Вишну-пурана» производит их от мудреца Кашьяпы и жены его Кхасы, дочери Дакши.[2]

В индуизме ракшасы являются собирательным образом тёмного начала (тамас), то есть всё что несёт страдание, несправедливость и зло в существующий мир, нарушает дхармический порядок. Повелителем ракшасов является Кубера.[1][2][4]

Ракшасы мешают проведению ведийских яджн (и против них тогда обыкновенно призывают Агни, прогоняющего тьму и убивающего ракшасов), оскверняют могилы, причиняют всяческие беспокойства брахманам, пытаются завладеть ребёнком беременной женщины. У них ядовитые ногти и они питаются человеческой плотью, лошадиным и протухшим мясом, выпивают коровье молоко. Ракшасы пытаются вселиться в человека, когда он ест или пьет и попав внутрь начинают терзать его внутренности и причиняют болезнь, а также доводят человека до сумасшествия. По вечерам ракшасы стараются напугать людей устраивая танцы вокруг их жилищ, кричат по-обезьяньи, шумят и громко смеются, а ночью летают, приняв образ птиц. А главная их власть и сила наступает ночью и прогнать их может только восходящее солнце. Ракшасы обладают мистическими способностями и могут принимать различные облики (собаки, коршуна, совы и других птиц, брата, мужа, любовника и т. д.).[2]

В то же время С. К. Булич отмечает, что в индуистской мифологии не все ракшасы одинаково злые и могут делиться на три класса:[2] 1) безобидные существа (Якша) 2)исполины, или титаны, враги богов 3) ракшасы в обычном значении этого слова, то есть демоны, обитатели кладбищ, нарушители жертвоприношений, которые оживляют мертвецов, пожирают людей, нападают на благочестивых и любым способом стремятся причинить человеку как можно больше вреда.

Также на Фэндоме

Случайная вики